Перейти к содержанию

«Сбер» переделает 14 тысяч отделений в центры доставки покупок, чтобы стать «русским Amazon»


Рекомендуемые сообщения

«Сбер» активно развивает проект экосистемы, стараясь предложить каждому как можно более широкий спектр услуг. Это требует гигантских инвестиций, фактически доступных только одному игроку в России. Однако эффект от этих вложений пока ещё остаётся незаметным, особенно на фоне основного бизнеса компании — банковских услуг. В течение многих лет в руководстве «Сбербанка» доминировало мнение, что при наличии большого количества отделений по всей России компания едва ли имеет шансы стать технологическим лидером — да и многие из этих офисов закрылись бы по мере того, как все большее число клиентов уходили в онлайн.

Однако отделения, прежде напоминавшие народу о тех временах, когда «Сбербанк» был единственным банком в СССР, сейчас воплощают его стремление создать российский аналог Amazon, перепрофилируясь в узлы доставки «последней мили» в сфере электронной коммерции. Кардинальная смена стратегии указывает на то, как «Сбербанк», являющийся почти монополистом в сфере банковского обслуживания физических лиц, теперь старается использовать свои безусловные конкурентные преимущества, выражающиеся в необъятной финансовой базе, чтобы предложить клиенту всё: от доставки продуктов питания до стриминговых платформ.

Эта идея не обещает существенной прибыли в течение нескольких лет, и в правительственных кулуарах она всё ещё остаётся предметом дискуссий. Некоторые официальные лица придерживаются той позиции, что основной обязанностью группы является увеличение выплат по дивидендам, обещанным президентом страны. При этом гигантская кредитная организация уверена, что создание подобной экосистемы жизненно необходимо для выживания, поскольку некоторые представители техноиндустрии уже вторгаются на её финансовую территорию. В конечном итоге, «Сбер» хочет объединить работу порядка 40 компаний в свою экосистему — по образцу китайских суперприложений.

Центральное место в гонке экосистем занимает электронная коммерция. По данным консалтинговой компании Data Insight, долгое время пребывавший в дрёме российский рынок теперь быстро растёт: в прошлом году объем онлайн-продаж физических товаров достиг 2,7 трлн рублей. Все игроки стремятся использовать доступные им большие объёмы данных, чтобы предлагать потребителям больше покупок. «Яндекс» и Mail.ru, две крупнейшие российские технологические компании, разрабатывают собственные платформы электронной коммерции, а Wildberries и Ozon, два крупнейших российских маркетплейса, в прошлом году сами купили банки, запланировав переход на финансовые услуги.

На этом фоне «Сбер» всё равно обладает уникальными возможностями. У него 100 млн клиентов, 27 млн из которых ежедневно пользуются банковским приложением. За первую половину текущего года компания отчиталась о рекордной прибыли в $8,5 млрд. Аналитики Moody’s связывают успешные показатели с основанным на искусственном интеллекте подходом к экономической эффективности, благодаря которому в 2020 году компания сэкономила 60 млрд рублей или 7 % операционных расходов при 34-процентном соотношении расходов и доходов — намного меньше, чем у любого другого заинтересованного в технологической сфере конкурирующего банка из Западной Европы и Скандинавии.

Вместе с тем, работа «Сбера» в онлайн-торговле пока сопряжена с рядом сложностей. В прошлом году компания продала «Яндексу» свою половину в совместного предприятия «Беру» на фоне разногласий по поводу направлений дальнейшего развития проекта. Подобные разногласия подорвали обсуждавшееся партнёрство с китайской Alibaba, и место «Сбера» заняла Mail.ru. Не состоялась и сделка по покупке доли в Ozon. Эти трудности коснулись также совместного бизнеса «Сбера» и Mail.ru — речь идёт о такси «Ситимобил» и доставке продуктов Delivery Club. По неподтверждённым данным, компании уже обсуждали разделение. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...