Перейти к содержанию

В России разработали технологию создания космических двигателей из керамики


Рекомендуемые сообщения

В России разработана технология, позволяющая создавать ракетные двигатели из керамики, что поможет им выдерживать более высокие температуры, чем решениям из металлических сплавов. Кроме того, это позволит снизить массу ракет и повысить полезную нагрузку — больше грузов будут выводиться на орбиту с тем же количеством топлива. 

Ожидается, что керамика сможет использоваться и для турбин, предназначенных для использования в энергетике. В компании «Экипо» создана технология, позволяющая «сращивать» керамические детали для создания ракетных двигателей, способных выдерживать экстремальные температурные нагрузки. 

Кроме того, использование керамики вместо металла позволит снизить массу космических аппаратов и повысить их грузоподъёмность. Поскольку, как сообщают «Известия», КПД современных тепловых двигателей практически достиг предела, изменить его можно только за счёт роста температуры рабочего тела. 

Если металлические сплавы для изготовления двигателей выдерживают до 1700 градусов по Цельсию, а чаще — 1200-1400 градусов, то керамика на основе Al2O3 выдерживает и 2000 градусов по Цельсию. При этом для создания сложного двигателя необходимо объединить керамические элементы.

«Мы сделали образец турбины и реального ракетного двигателя, который получился размером всего с ладонь. На вид в нём ничего необычного, однако сейчас никто в мире подобный двигатель сделать пока не смог. Мы научились сращивать керамику так, чтобы швы были малозаметны, а их прочностные характеристики совершенно не уступали параметрам основного монолитного материала. 

Даже если разбить полученную конструкцию и изучить под электронным микроскопом, структура шва будет слабо выделяться на фоне структуры основного материала», — сообщил руководитель проекта по созданию метода склейки керамики Вячеслав Тёмкин.

По его словам, разработана специальная технология «сращивания», предусматривающая обработку швов нано пастами и соединение деталей при определённых температурных режимах, с учётом фазовых переходов в процессе нагрева. Аналогичный по конструкции двигатель из металлических элементов будет уступать в КПД на 15 % — благодаря повышению температуры рабочего тела и отказу от системы охлаждения. 

По результатам испытаний выяснилось, что новые изделия выдерживают неизбежный при работе ракетных двигателей «термоудар» до почти 2000 градусов. По имеющимся данным, элементы турбинного двигателя и прототип маршевого ракетного двигателя при испытаниях выдерживали более 120 термоударов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...