Перейти к содержанию

Учёные создали робота-муравья с полностью автономной навигацией без GPS


Рекомендуемые сообщения

Природа снова выступила учителем для человека пытливого. Группа учёных из французского исследовательского центра French National Center for Scientific Research (CNRS) и Университета Экс-Марсель (Aix-Marseille University) скопировала систему навигации у пустынного муравья фаэтончик красный (Cataglyphis desert ants). Это насекомое длиной около одного сантиметра прекрасно ориентируется в пустыне, где ландшафт не отличается постоянством, а высокая температура не позволяет муравьям искать гнездо и маршруты по запаху (феромонам). Вместо этого пустынные муравьи научились прокладывать маршрут с учётом положения солнца и с помощью отсчёта шагов в каждом направлении, которое они совершают.

 

r_ant.jpg


В голове муравья постоянно происходят расчёты, погрешность которых настолько мала, что муравей может пробежать запутанный маршрут свыше 600 метров и потом быстро по прямой вернуться к гнезду. Глаза и память на зрительные образы дают возможность окончательно сориентироваться вблизи искомой позиции, так что сверхвысокая точность не нужна. Пасмурное небо и отсутствие солнца для муравья не помеха. В его глазах находятся чувствительные к поляризованному ультрафиолетовому излучению образования, которые позволяют определить положение солнца даже в пасмурный день.

 

r_ant_map.jpg


Воссозданный робот-муравей диаметром 45 см и весом 2,3 кг был испытан на дистанции чуть больше 10 метров. После маршрута с несколькими сменами направления робот по кратчайшему расстоянию вернулся в точку старта с точностью 2 см. Погрешность определения положения солнца при лёгкой облачности была всего 0,02 градуса, при полной облачности погрешность составляла в среднем 0,59 градусов. Скорость перемещения машины составила 10 см/с.

 

3.jpg

 

Если аппроксимировать робота до масштабов муравья, то его система навигации позволит роботу преодолеть дистанцию до 32 км со скоростью 90 см/с, но для этого, признаются учёные, необходимо другие источники питания и доработка ходовой части. Также остаётся проблема навигации под лесным покровом, когда листья и ветви поглотят ультрафиолет и не позволят роботу сверяться с положением солнца. Предстоит ещё много исследований, но перспектива у подобной системы навигации, безусловно, есть.

____________________________________________________________
♦♦♦♦♦♦♦♦◄♫►WeissRussland◄♫►♦♦♦♦♦♦◄♠GRODNO♠►♦♦♦♦♦♦♦♦
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
♠ 75.0°e ♣ 53.0°e ♦ 36.0°e ♥ 19.2°e ♠ 13.0°e ♥ 4.8°e ♠ 4.0°w ♣ 5.0°w ♦
____________________________________________________________

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...