Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

По итогам 2017 года количество абонентов мобильной связи в России (по числу активных SIM-карт) сократилось на 180 тыс.Негативную динамику по приросту абонбазы продемонстрировали все операторы "большой тройки" и только оператор Tele2 показал прибавку в новых подключениях.

Информацию о количестве абонентов сотовой связи в России по итогам 2017 года представили на прошлой неделе аналитики AC&M-Consulting. По их данным, к концу прошлого года в нашей стране насчитывалось 255,41 млн SIM-карт, в то время как в 2016 году их было 255,59 млн. Таким образом, за год количество SIM-карт сократилось на 180 тыс.

Несмотря на то, что уровень проникновения мобильной связи (точнее - SIM-карт) в РФ по итогам 2017 года составил 179%, оставшись на том же уровне, что и в 2016 году, снижение количества SIM-карт по итогам года – нехарактерная тенденция для российского рынка. Как минимум за предыдущие несколько лет (в 2015 и 2016 годах) общее количество SIM-карт в России росло, хотя и не слишком высокими темпами.

Примечательно, что снижение количества SIM-карт по итогам 2017 года аналитики AC&M-Consulting наблюдают у всех операторов "большой тройки". При этом объем снижения у операторов оказался тем больше, чем большим размером абонентской базы они обладают. Так, у МТС, которая имеет самую большую долю рынка по количеству абонентов (31%), абонбаза по итогам 2017 года снизилось на 1,7 млн SIM-карт и составила 78,3 млн.

У "МегаФона" - второго по размеру абонентской базы (29% доля рынка) - количество абонентов снизилось на 170 тыс.: до показателя 75,4 млн. У "ВымпелКома" (бренды "Билайн" и VEON), рыночная доля в абонентском исчислении которого составляет 23%, снижение составило 147,4 тыс. SIM-карт. Абонентская база "Билайна" по итогам прошлого года насчитывала 58,1 млн SIM-карт.   

Учитывая результаты "большой тройки", можно предположить, что в 2017 году операторы "подчистили" свои базы, то есть избавились от так называемых "мертвых душ", которые образуются после того, как абонент, получив, например, SIM-карту на вокзале или у метро, использует ее некоторое время, а потом просто выбрасывает, оставаясь при этом зарегистрированным в базе оператора как действующий абонент еще как минимум шесть месяцев.  

Положительную динамику по итогам прошлого года продемонстрировал только Tele2, который занимает самую маленькую долю на рынке по количеству абонентов среди основных игроков (16%).  Этот оператор в 2017 году показал прирост на 1,6 млн SIM-карт, увеличив абонентскую базу до 40,6 млн. На долю Tele2, кстати, в 2017 году пришлось 87% от всех новых сотовых подключений в стране. Оставшиеся 13% подключений обеспечили операторы, которых AC&M-Consulting определяет в категорию "другие" (это региональные операторы "Мотив", "Таттелеком"/"Летай" и "Вайнах Телеком") и которые занимают 1% рынка по количеству абонентов.

При общем снижении количества SIM-карт по России, на двух крупнейших географических рынках РФ – в Москве и Петербурге – был зафиксирован рост. Так, в столице по итогам 2017 года количество абонентов выросло на 1,26 млн - до 45,9 млн SIM-карт, а уровень проникновения составил 247% (вырос на 7% к 2016 году). В Петербурге количество SIM-карт увеличилось на 665 тыс. - до отметки 16,4 млн, а уровень проникновения составил 249% (вырос на 10% к 2016 году).

В регионах же количество сотовых абонентов снизилось на 2,1 млн и составило 193,1 млн SIM-карт, а уровень проникновения снизился на 2% (по сравнению с 2016 годом), составив 164%.

Если учитывать то, что на Москву и Петербург приходится основной поток внутренней миграции, такой рост количества SIM-карт в российских столицах явно свидетельствует о том, что, несмотря на все роуминговые опции, которые ввели операторы, абоненту по-прежнему дешевле купить SIM-карту по приезду в один из столичных городов и пользоваться связью по местным ценам. Иными словами, усилия ФАС по выравниванию цен и фактической отмене внутрисетевого роуминга, которые мы наблюдаем уже более года, пока ни к чему не привели.

Учитывая то, что AC&M-Consulting в своих подсчетах приводит общее количество SIM-карт у операторов, не разделяя их на те, которые установлены в мобильных телефонах и те, которые используются в модемах, датчиках, бытовой технике и т.д. (IoT/M2M), из данных 2017 года становится понятно, что несмотря на прогнозы появления в мире десятков миллиардов устройств интернета вещей, этот ожидаемый прорыв пока обходит Россию стороной.

IoT/M2M-устройства, судя по всему, не стали пока драйвером роста количества SIM-карт у операторов, поскольку, даже если предположить, что рост был значительным, он не смог компенсировать общего снижения количества активных SIM-карт в стране.

Отметим, что согласно ранее приведенным агентством AC&M-Consulting данным, в России 87-88% всех беспроводных датчиков и сенсоров пока действуют через сети GSM. При этом общее количество M2M-модулей, работающих в сетях мобильной связи в России, по прогнозам должно было достигнуть 14,5 млн штук по итогам 2017 года и далее вырасти до 23,5 млн штук к 2019 году.

Рынок сотовой связи в России является перенасыщенным и едва ли можно ожидать, что в ближайшие годы мы увидим значительный рост количества SIM-карт в сегменте "живых" абонентов. Сотовым операторам для обеспечения роста бизнеса приходится думать о том, что и в каких сегментах они могут предложить. С точки зрения увеличения количества проданных SIM-карт – если операторы ставят это своей целью - сегмент IoT/M2M-устройств остается единственным перспективным. И операторам мобильной связи нужно придумывать продукты, которые обеспечат этому рынку взлет, а им самим – не только прирост количества SIM-карт в отчетах, но и увеличение выручки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...