Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

registraciya_domenov_ru.jpg.07440c16a2eee5574fb4dd9d577752bb.jpg

Подавляющее большинство доменных имен в зонах .RU/.РФ находятся в зоне риска. Так, только менее 2% доменов охраняются в качестве товарных знаков, что может повлечь для остальных владельцев целый ряд опасностей. Таковы данные исследования компании Online Patent совместно и Координационным центром (КЦ) доменов .RU, .РФ. Эксперты считают, что в России недостаточный уровень цифровой грамотности для грамотной регистрации доменных имен.

В компании Online Patent отметили, что это первое в России исследование по доменным именам и товарным знакам. Специалисты посвятили его тому, как соотносятся доменные имена в национальных зонах .RU и .РФ с товарными знаками, зарегистрированными на территории России. В частности, исследование показало, что только 1,2% российских доменов охраняются в качестве товарных знаков, что может повлечь для остальных владельцев целый ряд опасностей.

Как заметили эксперты, Россия является обладательницей одной из крупнейших в мире национальных доменных зон – по общему количеству зарегистрированных доменов .RU и .РФ. в России зарегистрировано более 6,3 млн доменных имен. Зарегистрированных товарных знаков почти 634 тыс., а действующих – более 400 тыс. Среднегодовой прирост для регистраций доменов и товарных знаков составляет более 5% и 8% соответственно.

"Только 9,7% администраторов доменных имен в зонах .RU, .РФ – российские юридические лица – это 5,1% от общего количества юридических лиц в России", - отметили эксперты Online Patent и КЦ. По данным Росстата, собственный сайт имеют не менее 45,9% российских организаций. Следовательно, физические лица являются администраторами не менее 40,8% доменных имен для веб-сайтов российских юридических лиц.

По словам операционного директора Online Patent Алины Акиншиной, первое и самое простое – доменные имена, которые регистрируются на физических лиц-сотрудников, уходят из компании вместе с ними. Второе – предприниматель, регистрируя домен, может ни о чем не подозревая нарушить чьи-то права на ранее зарегистрированный товарный знак. Третье – уже после того, как бизнес пойдет в гору, сайтом могут заинтересоваться так называемые trademark squatters. При этом, добавили в Online Patent, если товарный знак зарегистрирован позже доменного имени, то можно будет говорить о попытке недобросовестного "обратного захвата".

А если же товарный знак зарегистрирован раньше, претензии будут вполне законны. Участники исследования отметили, что избежать ряда перечисленных проблем помогает наличие у предпринимателя пары зарегистрированный домен плюс товарный знак. Специалисты пояснили, что домен, как и положено, служит для адресации в сети интернет, а товарный знак закрепляет права бизнесмена на совокупность символов, образующую доменное имя. Правда, этот механизм защиты доступен только для юридических лиц и ИП, а 84% администраторов доменных имен в зонах .RU, .РФ – это физические лица. В небольшом оставшемся сегменте юридических лиц товарные знаки покрывают всего около 21 тыс. доменных имен, и в 75% случаев организация-администратор домена и правообладатель товарного знака – это разные лица.

Каждое такое несовпадение – потенциальный судебный спор, в котором правообладатель товарного знака, обычно, обладает более сильной позицией, чем администратор домена.

Директор КЦ доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев добавил, что если доменное имя совпадает или хотя бы сходно до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, его владелец может потерять право администрирования домена в судебном порядке на совершенно законных основаниях. "Правила, по которым разрешаются доменные споры, закрепляют приоритет за правообладателями: в 80% случаев суд встает на их сторону, и даже добросовестный владелец домена может его потерять", - резюмировали в КЦ.

По мнению исполнительного директора Reg.ru Светланы Лиенко, товарный знак – "это большой плюс при отстаивании своих интересов в доменном споре, но 100% гарантии он не дает". "Вопрос о соотношении доменного имени и защищаемых законом объектов интеллектуальной собственности является довольно сложным, и, как правило, и в российской юрисдикции и законами других стран в достаточной степени не регулируется", - прокомментировали в Reg.ru.

"В российской судебной практике суд встает на сторону владельца товарного знака. Однако если вы попали в такую ситуацию, необходимо искать другие опорные камни для формирования правовой позиции. Одним из них может быть наличие коммерческого обозначения, подкрепленное соответствующими доказательствами", - рассказал основатель и старший партнер юридической компании "Катков и партнеры" Павел Катков, добавив, что правильный алгоритм при регистрации доменного имени такой: сначала проверка названия, а потом уже все остальное.

В Online Patent считают, что проблема trademark squatters в ее традиционном понимании в России не очень критична. "Лица, владеющие большими портфелями товарных знаков (такие, как ООО "Новые технологии", Торговый дом "Мир-2000", АДС ВА "Мир" и др.), чаще зарабатывают на их продаже заинтересованным лицам, чем на звучных историях "обратного захвата" доменных имен. Судебный процесс стоит дороже, чем покупка знака, и зачастую проще решить вопрос в порядке переговоров", - сказали в Online Patent.

По оценкам компании RU-Center, ситуация со сквоттингом зарегистрированных товарных знаков улучшилась в последние годы: все больше компаний уделяет внимание как в целом своему присутствию в интернете, так и охране своего имени и своих товарных знаков. "Однако домейнеры по-прежнему регистрируют домены или полностью совпадающие с товарными знаками, или созвучные с ними, в надежде или монетизировать трафик на таких доменах, или продать их неграмотному правообладателю", – сообщил заместитель директора по продуктам RU-Center Андрей Кузьмичев.

Заместитель директора КЦ доменов .RU/.РФ по правовым вопросам Сергей Копылов также подчеркнул, что количество обратных захватов доменных имен уменьшается, однако такой риск остается по-прежнему высоким. Он отметил, что все зависит в первую очередь от ценности конкретного домена и тех планов, которые захватчик с ним связывает, поэтому даже улучшающаяся статистика не должна вводить пользователей в заблуждение.

Опрошенные корреспондентом эксперты сошлись во мнении, что "в России недостаточно высокий уровень цифровой грамотности при регистрации доменных имен". "Часто представители бизнеса имеют низкую грамотность в вопросах интернет-инфраструктуры, например, путают понятия "домен" и "сайт", считают равнозначными "администратора домена" и "владельца сайта". В связи с этим одним из ключевых способов защиты прав, превентивной мерой в целях предотвращения возникновения указанных в исследовании ситуаций, связанных с "уводом" доменов, будет ознакомление организации с базовыми документами в этой отрасли", - привела пример Светлана Лиенко.

В RU-Center считают, что в РФ по-прежнему невысокий уровень грамотности в области управления интеллектуальной собственностью, товарными знаками, доменами. При этом за рубежом, отметили в компании, в целом складывается противоположная практика: организации по максимуму регистрируют товарные знаки и домены не только в национальных доменных зонах, но и в популярных новых доменных зонах типа .store, .online, .club, .moscow и т.д. "Одна из ключевых задач сегодня – это информирование бизнес-сообщества о рисках, сопряженных с возможными конфликтами сходных доменных имен и товарных знаков, о способах их минимизации и защиты интересов бизнеса в сети интернет", - заключили в Online Patent.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...